- 25.07.2023
- Опубликовано: adminfincomm
- Категория: Статьи
Перед тем, как говорить о бухучете в СНТ, давайте разберемся, что такое СНТ, ТСН, УСН
Основные понятия и сокращения
СНТ
СНТ – эта аббревиатура расшифровывается как садоводческое некоммерческое товарищество. Цели товарищества – решать такие важнейшие вопросы, как обеспечение садоводческих участков водой, газом, электричеством, охраной и т.п.
Члены СНТ – люди, объединившиеся для решения общих задач в сфере ведения садоводства. Они оплачивают членские и целевые взносы, на которые содержится имущество общего пользования (трубопроводы, линии электропередач, котельные, склады и т.п.) и органы управления.
Органы управления СНТ
К органам управления относят:
- собрание членов СНТ
- правление СНТ
- председатель
- ревизионная комиссия
Регулирующий закон
Основной закон, регулирующий деятельность СНТ на данный момент – это Федеральный закон (ФЗ) N 217 “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 29 июля 2017 года.
ТСН
ТСН – товарищество собственников недвижимости. Это объединение владельцев любой формы недвижимости: многоквартирных домов, садовых или огородных участков и даже гаражей. Его цель – организовать правильную эксплуатацию собственниками недвижимого имущества. Согласно ФЗ №217 садоводческие некоммерческие товарищества являются одним из видов ТСН.
СНТ, зарегистрированные до 2014 года, сохранили свой первоначальный статус. А те, которые организованы после 1 января 2014 года, получили статус ТСН. Следует отметить, что при желании любое СНТ может пройти процедуру перерегистрации и получить статус ТСН.
Что это даст? Расширенный круг полномочий председателя, упрощенный способ управления.
Кто может заниматься бухгалтерской отчетностью СНТ
Вести бухгалтерский и налоговый учет обязаны все садоводческие некоммерческие товарищества, но штатный бухгалтер обходится слишком дорого: это рабочее место с выходом в интернет, компьютер, программное обеспечение, принтер, зарплата и многое другое. На членские взносы сложно потянуть такие траты.
Бухучет нужен, а денег на бухгалтера нет.
Что делать?
Вариант первый. Передать эту работу председателю СНТ.
В любом коллективе есть такие люди, которые скажут: “Да председатель и так ничего не делает, только зарплату получает с наших взносов. Ничего страшного, если еще пару кнопок нажмет, – отчет отправит”. На самом деле председатель решает множество насущных вопросов. А если вести бухучет должным образом, в соответствии с требованиями российского законодательства, у него не останется времени на организационные дела.
Вывод: вариант экономный, но проигрышный.
Вариант второй. Найти бухгалтера среди членов СНТ.
Чаще всего на эту работу соглашается непрактикующий бухгалтер, потому что практикующий знает, сколько будет волокиты, претензий от недовольных соседей и контролирующих органов. Времени ухаживать за своим садом почти не останется. А зарплата не настолько высока, чтобы компенсировать потерянное.
Следует также учесть, что, скорее всего, бухгалтер из членов товарищества не знаком со спецификой отчетности именно в СНТ и ТСН. Поэтому есть риск, что документооборот будет вестись неверно, и следующий бухгалтер не сведет концы с концами. Вывод: вариант бесперспективный.
Вариант третий. Нанять стороннего бухгалтера – не члена СНТ.
Возможно, это неплохой вариант. Важно, чтобы бухгалтер имел опыт работы с различными организациями товариществ, знал все новинки в законодательстве, был ответственным и опытным специалистом. Минус в том, что пока вы будете искать такого бухгалтера по приемлемой цене, есть риск наткнуться на недостаточно грамотных специалистов. И после каждого последующего кандидата все сложнее будет свести баланс.
Вариант четвертый. Передать ведение бухгалтерии на аутсорсинг.
Что это даст?
- Уменьшение расходов. Внешний бухгалтер обходится СНТ дешевле штатного. За счет этого вы сможете уменьшить размер членских взносов или направить излишки в другую статью расходов.
- Экономия времени председателя. Глава СНТ может уделить все рабочее время организационным моментам, сняв с себя груз учетной деятельности. Кроме того, ему не нужно контролировать работу штатного бухгалтера, беспокоясь о своевременной сдаче отчетов в налоговую.
- Возможность отслеживать ведение бухучета онлайн в личном кабинете. При наличии интернета в любой момент времени можно увидеть выполненные специалистами аутсорсинга работы.
Вывод: аутсорсинг – оптимальный вариант для СНТ.
Что входит в задачи бухгалтера СНТ
Бухгалтер садоводческого товарищества должен исполнять определенные обязанности:
- Учитывать поступление членских взносов.
- Учитывать иные поступления на банковский счет СНТ.
- Держать под контролем расходование средств товарищества.
- Предоставлять регулярную отчетность в налоговую инспекцию.
- Вести учет кадров, начислять зарплату.
- Оплачивать взносы в Фонд социального страхования и в СФР (Социальный Фонд России).
- Учитывать пени, начислять взносы.
- Подготавливать документы для обращения в суд по взысканию задолженности.
Задач немало, поэтому очень важно (и очень сложно) найти грамотного специалиста, знающего проводки бухгалтерского учета в СНТ, умеющего составлять бухгалтерский баланс СНТ и многое другое.
Хорошим выходом является аутсорсинг – внешнее управление.
Одной из надежных аутсорсинговых компаний является “Фин-Коммьюнити”. Наше предприятие зарегистрировано в Санкт-Петербурге, но это не мешает вести бухгалтерский учет в СНТ по всей России. Опытные сотрудники удаленно составляют отчеты, проводки, начисляют зарплату на основании документов, предоставленных председателем садоводческого некоммерческого товарищества.
Почему стоит обратиться именно к нам?
- Мы знаем специфику и имеем большой опыт ведения бухгалтерского и налогового учета в СНТ, ТСН и других формах собственности.
- Наш специалист обойдется на 50-70 процентов дешевле, чем штатный.
- Мы следим за обновлениями в законодательстве и своевременно подстраиваемся под новые требования.
Особенности ведения бухгалтерского учета в СНТ
Смета и финансово-экономическое обоснование (ФЭО)
Смета и ФЭО утверждаются на общем собрании и прописываются в протоколе. Без этих документов председатель не имеет права тратить средства товарищества, равно как и собирать взносы.
Смета
Смета – один из важнейших финансовых документов СНТ, состоящий из доходной и расходной части. Она принимается общим собранием товарищества на определенный период: на полугодие, на год и т.д.
Вот пример годовой плановой сметы СНТ:
Доход
Доходная часть сметы не облагается налогом и состоит из следующих категорий:
- членские взносы;
- взносы тех лиц, которые не являются членами СНТ, но участки которых расположены в границах товарищества;
- целевые взносы;
- оплата просроченных платежей (долгов) и пени.
Напомним, что взносы принимаются только в форме безналичного расчета.
Вот образец квитанции, по которой члены СНТ оплачивают взносы.
Важно! Если ваше товарищество ведет коммерческую деятельность и получает прибыль, ее учитывают отдельной графой. Эта часть облагается налогом.
Расход
К допустимым тратам СНТ согласно закону №217-ФЗ относятся:
- Оплата коммунальных расходов;
- оплата пожарной безопасности, охраны и прочих работ;
- проведение собраний и мероприятий;
- оплата налогов и других сборов;
- содержание имущества общего пользования;
- аудиторские услуги, кадастровые работы и прочие расходы, утвержденные на общем собрании собственников.
Иногда расходы за определенный период могут превышать доходы. Чтобы этого не допустить, необходимо проводить своевременную работу с должниками.
Расходы по плановой смете, на которую идут членские взносы, и целевые взносы следует прописать разными строками. Отдельно можно показать незапланированные расходы.
Остаток
Если у СНТ остаются неизрасходованные средства на остаток отчетного периода, председатель должен оповестить об этом членов товарищества. Можно, конечно, их потратить или уменьшить на эту сумму размер следующих взносов, но разумным решением было бы оставить средства в резерве, на непредвиденные расходы.
Смета может быть не только плановой, но и отчетной, т.е. по факту совершенных расходов и суммы собранных взносов. На примере ниже вы можете увидеть Промежуточный Отчет об исполнении Сметы доходов и расходов СНТ за 9 месяцев 2022 г. с полной расшифровкой.
Финансово-экономическое обоснование (ФЭО)
ФЭО – это документ, разъясняющий каждый пункт сметы. Его задача – показать членам СНТ обоснованность размеров членских взносов. В связи с этим он должен быть составлен на языке, понятном каждому жителю. Например, в смете вы пишете ФОТ (фонд оплаты труда), а в обосновании расписываете подробно:
- должность;
- зарплата за один месяц;
- должностные обязанности.
И так по каждой статье. Посмотреть пример составления ФЭО можно на этой странице.
Если у председателя или бухгалтера СНТ возникли вопросы по составлению сметы и обоснования, всегда можно обратиться за консультацией к нашим специалистам. Позвоните или оставьте заявку на странице контактов и менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Документы для сдачи в налоговую
Ежегодно не позднее 31 марта в налоговую необходимо подавать в электронном виде бухгалтерский баланс СНТ и отчет о целевом использовании средств.
Бухгалтерский баланс
Садоводческие некоммерческие товарищества имеют право выбрать УСН, и подавать упрощенную бухгалтерскую отчетность СНТ.
Отчет о целевом использовании средств
Эта одностраничная форма сдается вместе с бухгалтерским отчетом раз в год. В документе отражаются доход, расход и остаток средств СНТ в сравнении с данными за предыдущие года. То есть, в одной графе вы пишете данные за отчетный период, в другой – за предыдущий. В целом, структура отчета не отличается от многих других:
остаток на начало + поступления – расходование = остаток на конец. Отчет формируется по начислению.
В случае, если сумма расходов превышает сумму имеющихся средств, следует приложить к отчету пояснительную записку, в которой необходимо разъяснить ситуацию, – по какой причине она произошла.
Скачать бланк упрощенного отчета о целевом использовании средств можно здесь.
Помощь специалистов ООО “ФИН КОММ”
Наша компания имеет 10-летний опыт в ведении бухгалтерского учета в садоводческих некоммерческих товариществах. В штате есть сотрудники, являющиеся ревизорами СНТ, а также членами правления. Поэтому можно уверенно сказать, что знания законов и указов подкреплены практикой “из жизни”.
Специалисты “Фин Комма” разработали программу “Собственник Недвижимости”, которая интегрируется с бухгалтерскими программами и с системами АСКУ (Автоматизированная система коммерческого учёта). В этой программе бухгалтер ТСЖ может вести учет взносов, подавать показания счетчиков расхода воды и электричества. А члены товарищества имеют возможность отслеживать в личном кабинете, который легло создать, начисления, платежи и историю. По желанию программу можно доработать под индивидуальные потребности СНТ.
Кроме того, к нам можно обратиться за юридической помощью по взысканию долгов и по другим вопросам садоводческого товарищества.
С услугами и ценами вы можете ознакомиться на этой странице.
Свяжитесь с нашими менеджерами удобным способом и мы обсудим варианты взаимодействия.